ГКОУ РД "БСШИ №3"
г. Буйнакск
  • Открытый урок в 8-в классе на тему «Металлы тоже воевали»

    Автор: БСШИ №3
    20.02.2025г. прошел открытый урок в 8-в классе на тему «Металлы тоже воевали». Провела урок: учитель химии - Старчак Ирина Магомедовна На уроке присутствовала завуч школы-интернат - Ханмагомедова Хадижат Мурадовна.
    Открытый урок в 8-в классе на тему «Металлы тоже воевали».

    Цель мероприятия: Углубить представление о многообразии металлов и их роли в истории, подчеркнуть вклад советских рабочих, инженеров и ученых в Победу, раскрыть взаимосвязь химии, истории и литературы в контексте военного времени.

    Структура мероприятия для реализации цели:

    1. Введение (5 минут)

    • Акцент на людях тыла:
      «Победу ковали не только на фронте, но и в цехах заводов, лабораториях, шахтах. Сегодня мы узнаем, как металлы и труд миллионов людей стали оружием против врага».

    • Вопрос классу:
      «Как вы думаете, почему металлы называют «стратегическим ресурсом» войны? Могли ли танки и самолеты появиться без работы химиков и металлургов?»


    2. Презентация «Металлы и люди: фронт и тыл» (12 минут)

    • Исторические примеры с упором на труд советских граждан:

      • Железо и сталь: Рассказ о Магнитогорском металлургическом комбинате, где женщины и подростки вручную разгружали вагоны с рудой.

      • Алюминий: История о том, как в блокадном Ленинграде жители сдавали алюминиевые ложки для производства самолетов.

      • Медь: Фото женщин-связисток, которые под огнем восстанавливали линии связи из медных проводов.

    • Литературная вставка:
      Чтение отрывка из стихотворения О. Берггольц «…А из заводского гудка, как из нутра земли, рвалась медь…» с обсуждением метафоры металла как символа сопротивления.


    3. Эксперименты + рассказ о технологиях (10 минут)

    • Горение магния:
      «Эта яркая вспышка помогала не только на поле боя. Инженеры использовали магний в сигнальных ракетах, которые разрабатывали в тыловых КБ».

    • Реакция железа с медным купоросом:
      «Коррозия уничтожала технику, но химики создавали защитные покрытия — их изобретения спасли тысячи тонн металла для фронта».


    4. Викторина «Металлы и герои тыла» (10 минут)

    • Новые вопросы:

      1. «Почему Урал называли «опорным краем державы»? (Заводы, эвакуированные с запада, выпускали сталь для танков).

      2. «Какой металл добывали в Норильске, и почему его называли «крылатым»? (Никель — для броневой стали).

      3. «Какие строки из поэмы «Василий Теркин» посвящены труду в тылу?» (Обсуждение связи литературы и реальных событий).


    5. Обсуждение и рефлексия (10 минут)

    • Акцент на межпредметных связях:

      • «Как химия помогла истории? А история — химии?» (Пример: открытие новых сплавов для танков ускорило развитие металлургии).

      • «Какие литературные произведения, посвященные войне, упоминают металлы или труд рабочих?» (Обсуждение романа «Молодая гвардия», стихов Симонова).

    • Патриотический момент:
      Видеофрагмент интервью с ветераном труда: «Мы спали по 3 часа, но знали — каждый снаряд может спасти жизнь солдату».


    6. Домашнее задание (3 минуты)

    • Варианты на выбор:

      1. Написать эссе «Химик, инженер, рабочий — кто они для Победы?».

      2. Проанализировать отрывок из повести Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке»: как описана роль техники и металлов.

      3. Создать презентацию о женщинах-металлургах ВОВ.


    Итог:

    Мероприятие не только раскрыло свойства металлов, но и показало, что за каждым элементом таблицы Менделеева стояли люди — те, кто добывал руду, плавил сталь, изобретал новые сплавы. Ученики увидели, как химия переплетается с историей подвига и литературной памятью поколений.

    Пример обратной связи:
    «Раньше я думал, что война — это только сражения. А теперь понял: без химиков и рабочих у солдат не было бы ни танков, ни патронов» (из высказывания ученика 8-в класса).

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике